Иконы древлеправославной традиции в костелах Восточной Латвии

(Наследство византийской традиции)

    В Восточной Латвии до сих пор сохранилось большое количество икон поствизантийской традиции. Основная масса этих икон находится у староверов, часть – в церквях Латвийской Православной Церкви. Некоторое количество икон православной стилистики можно увидеть и в костелах Резекненско-Аглонского (в Латгалии) и Елгавского (в Селонском крае) диоцезов Римо-Католической Церкви Латвии. Эти иконы свидетельствуют о православных основах культуры восточно-латвийского региона, о былом единении христиан кафолической церкви и восточного и западного обрядов.

    Напомню, что былое христианское единство было нарушено разграблением Константинополя крестоносцами в 1204 году, восстановлено на Ферраро-Флорентийском вселенском соборе в 1439 году при активнейшем участии митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси Исидора, вернувшегося после собора в кафедральную Вильну. Но восстановление христианского единства не было признано православными, находившимися в зависимости от мусульман, – гражданами Московского княжества и жителями покоренной османами юго-восточной части Европы. Литвины устояли перед угрозой мусульманской экспансии и приняли своим митрополитом Григория Болгарина – ученика и последователя митрополита Исидора. Самостоятельная православная культура литвинов способствовала сохранению византийского наследия в ВкЛ и развитию здесь поствизантийской культуры.

    После объединения Московского княжества с Казанским и Касимовским ханствами, провозглашения Ивана Грозного царем, и нападения восточных агрессоров на Прибалтику и северную часть ВкЛ (на Полоцкие земли), православные жители ВкЛ в 1569 году заключили в Люблине унию с Польшей. Через 27 лет союз православных и католиков был подтвержден на Брестском так называемом униатском соборе 1596 года. Союз с Польшей позволил литвинам более чем на двести лет отсрочить покорение центральной Европы восточным соседом. В течение этих двух столетий в восточной части Речи Посполитой на православном субстрате шло своеобразное развитие привнесенной в центрально-европейский регион католической культуры.

    В Латгалии, через столетие после включения в состав ВкЛ (затем в состав Речи Посполитой) к 1683 году было три костела. В 1740 году в сан епископа Инфлянтского был поставлен Йозеф Доменик Пузына, при котором число католических приходов в Латгалии возросло до пяти. У лютеран в Латгалии в это время был один храм в Крейцбурге. Но жители Латгалии небыли язычниками.

    Известно, что на территории современной Восточной Латвии к середине XVIII века было не менее 33-х церквей в Латгалии и более полутора десятка церквей в Земгалии, прихожане которых сохраняли древлеправославные традиции и находились в подчинении Римскому престолу. Их называют греко-католическими или униатскими. В этих церквях находились иконы. И древние доуниатские, и написанные в синтезе древлеправославных и римо-католичеких традиций.

    В середине XVIII века (а еще более после включения Латгалии в состав Российской империи) на этой территории активизировались процессы замены православных традиций на католические и строительство новых, теперь уже вполне католических церквей. Покровительство Екатерины II позволило католикам к 1784 году увеличить количество своих приходов в Инфлянтах приблизительно до двадцати. Часть униатских приходов в это время перешли на католический обряд. В XIX веке продолжалось строительство костелов, приходы которых пополнялись многими прихожанами ликвидированной в 1839 году униатской церковной организации. В новые храмы переносили иконы из старых церквей, часть икон поновляли. В костелах Латвии все еще можно увидеть сохранившуюся часть часто значительно поновленных или переписанных древлеправославных и униатских икон.

    Наиболее известной в современной Латвии является Аглонская икона Богородицы, которую в 1993 году почтил и папа Иоанн Павел II.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аглонская икона.

     О Аглонской иконе известно, что она была принесена в Латгалию виленскими монахами. Не ясно, является ли она списком, или оригиналом Тракайской иконы Божией Матери.

    На обороте Тракайской сохранилась поздняя латинская надпись о том, что эта икона в 1389 году была подарена Великому князю Витовту Византийским императором Мануилом Палеологом. Икона находилась в Трокском храме монастыря Пресвятой Богородицы. В начале XVI века митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Иосиф отдал «Трокский Богородичный монастырь в опеку и подаванье подскарбию своему Ивану Андреевичу Солтану». В XV–XVI веках были в Троках и другие церкви. Серьезный ущерб тракайским храмам был причинен московскими войсками в 1655 году, и около 1700 года монахи перенесли икону или список с нее в Латгалию. А Богородичный храм был восстановлен как костел Явления Пресвятой Девы Марии к коронации Тракайской иконы в 1718 году.

Иконография Аглонской иконы не получила широкого распространения, но списки с Аглонской можно увидеть в Видсмуйжском Свято-Духовском костеле и Розентовском костеле Прославления Креста Господня.

    Большой популярностью у католиков Латгалии пользуются списки Ченстоховской иконы Одигитрии. Эта икона была написана в Византии, привезена Кириллом и Мефодием в Моравскую епархию, и в конце XIII века находилась в городе Белз, где прославилась. После завоевания Польшей части руских земель, князь Владислав Опольский в 1382 году перенес икону на Ясную гору, около Ченстоховы, по которой икона получила своё нынешнее название. Композиция Ченстоховского извода столь близка к композициям популярных у древлеправославцев изводов Смоленской, Полоцкой и Иверской Одигитрии, что христиане (и католики и православные) часто не обременяют себя требованиями политиков различать особенности той, или иной иконы. Тем более, когда на иконе нет отличительного надписания.

    Списки икон Ченстоховского извода есть в домах латгальских и селонских католиков и в костелах, например в Амбельском Свято-Георгиевском, в Андзельмуйжском Иоанна Крестителя и в Асунском Кресто-Воздвиженском, в Балвском Свято-Троицком и в Балтинавском костеле, в Бержском Св. Анны и Бродайжском Преображенском, в Вилякском Всесвятого Сердца Исуса и Екабпилсском Рождества Богородицы, в Краславском Св. Людвика и Наутренском Непорочного Зачатия, в Нидермуйжском Преображенском и Пилцинском Св. Антония, в Райпольском Иоанна Крестителя и Ясмуйжском Прославления Креста. Икона в Биковском костеле Всесвятого Сердца Исуса имеет отличия от Ченстоховского извода. Самые существенные – светлое личное письмо и отсутствие на щеке Богородицы следов от гуситских сабель.

     Уже в XII веке в многочисленных церквях центрально-европейского региона распространились списки с особо почитаемых икон византийского происхождения. Списки с главной Богородичной святыни центрально-европейских земель - Полоцкой иконы Божией Матери (ныне именуемой Торопецкой) были широко распространены в ВкЛ. Некоторые из этих списков дали начало местночтимым изводам.

Большой популярностью у православных, а затем у униатов и католиков пользовались списки с иконы, в 1503 году переданой в Супрасльский монастырь епископом Смоленским Иосифом Солтаном, вскоре ставшим митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси с кафедрой в Вильне. В XVII веке Радзивилы особо почитали Сверженскую икону Одигитрии, находившуюся с XVIвека в Успенской церкви местечка Свержень (на западе современной Минской области). А в Баркалабовском монастыре, куда стекались православные, униатские и католические паломники, прославилась икона, оставленная в 1659 году у игуменьи Фотинии московскими войнами после их походов по центральной Европе.

Как варианты вышеперечисленных местночтимых изводов следует рассматривать иконы в Берзгальском Аглонского края костеле Провидения Господня и Пиедруйском костеле Вознесения, а также в Рунданском костеле Прославления Креста Господня. Возможно Рунданы имеют связь с Рудней Могилевской епархии, в которой икона этого извода явилась в 1687 году. Композиция Рунданской иконы повторяет композицию Сверженской иконы Одигитрии, близка она и к композиции Ильинской иконы, написанной в 1658 году, прославившейся в Чернигове, и к 1683 году украшенной коронами.

Среди латгальских икон кроме Одигитрий есть и иконы Умиления. Своеобразна коронованная икона Умиления в Райполе. Праворучная икона Умиления хранится в Цискадском костеле Иоанна Крестителя. А икона в Вишкском костеле, композиционно подобная Одигитриям, совсем радостно умилительная.

В Зилупском костеле Сердца Исуса находится коронованная православная икона Споручница грешных. Она украшена окладом с кириллическим текстом. Западно-европейскими композиционными особенностями отличается коронованная Якобштадтская икона в Екабпилсском костеле. Но по окладу и этой иконы видно, что латгальские католики старательно воспроизводят обязательные для православных и необязательные для западно-европейских икон нимбы.

Известна в Латгалии и икона, находящаяся в часовне виленских городских ворот, которые народ называл Острожскими в память триумфальной встречи виленчанами великого гетмана литовского Константина Ивановича Острожского, въехавшего в Вильну через эти ворота после разгрома московских войск под Оршей в 1514 году. Списки с Острожской иконы можно видеть на фотографиях, сделанных в Асунском костеле, а также в Бержи и Варкавском костеле, в Бальбиновском костеле Пресвятой Троицы и Вишках, в Селонском Даугавпилсского края Лауцесском Петро-Павловском костеле и Ливанском костеле Архангела Михаила, в Нидермуйже и Райполе, в Стирненском костеле Св. Лаврентия.

Композиция иконы в Нидермуйже зеркальна композиции Острожской, но аналогична композиции иконы, на нижнем поле которой сохранилась запись: «Точная копiя съ древле чтимой иконы Плачъ Божiей Матери находящеися въ селђ Гребеняхъ». Древлеправославной публике более известны иконы Плач Богородицы при кресте, на которых изображение Богородицы со скрещенными руками тоже зеркально Острожской. Сравнивая Острожскую, Нидермуйжскую иконы и Плач Божией Матери мы видим вариации одной композиции. Изводы Острожской иконы скорбной Божией Матери популярны не только в Литве и Латвии. Ныне они известны в Беларуси, Украине и России под названиями Умягчение злых сердец, Семистрельная или Симеоново Проречение.

Вариации иконописных композиций, обогащенные существенными деталями, иногда приводили к созданию новых изводов. Примером особого извода может служить и икона из собрания Науенского музея в Даугавпилсском крае. Эта икона надписана: Ответ страждущим Пресвятой Богородицы. Ее композиция наиболее близка к композиции «Избавление от бед страждущих» иконографического типа Милостивая, но относится к типу Акафистных икон и соответствует фрагменту просительной ектении византийского чина «… добраго ответа на страшном судище Христовом просим», фрагменту благодарственной молитвы на литургии св. Василия Велигого «… во ответ благоприятен иже на страшном судищи Христа Твоего», согласуется со строками Акафистов, читаемых страждущими перед иконами Богородицы: «… добрый ответ на страшном судище Христовом даруй». Написавший эту икону богомаз, очевидно, был более сведущ в богословии, чем большинство его последователей.

Заслуживает внимания икона из Варкавского костела. Она идентична с древлеправославной Белыничской иконой Одигитрии, находившейся в Свято-Ильинской церкви, во времена унии перемещенной в костел католического монастыря, в 1761 году коронованной Виленским епископом Михаилом Зеньковичем. Зенькович возложил на Белыничскую икону венцы, заказанные Огинским и Сапегами и освященные в Риме папой Бенедиктом XIV. После восстания 1830-31 годов католический монастырь был закрыт. В 1876 году закрыли и костел, а икону передали православным. С 1930-х годов ее судьба неизвестна. В Варкаве христианская община известна с XVII века, в 1784 году здесь отмечена униатская церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в 1832 году в Варкаве состоялся старообрядческий собор, а в 1877 – 80 годах построен костел.

Большой популярностью у латгальских католиков пользуется распространившийся после падения Константинополя в 1453 году Страстной извод иконы Богородицы. Списки греческого извода можно видеть в латгальских костелах в Асуне и Бикова, в Бродайже и Букмуйжском костеле Св. Людвига, в Госпорском Св. Марии Магдалины и Резекненском костеле Сердца Иисуса, в Рундани и Рускулевском Лурдской Божьей Матери, в Скайстском Св. Антония и Стружанском Всесвятой Троицы, в Ясмуйже и в Селонском Даугавпилсского края Яунборнском костеле. Хранящаяся в православной церкви Илии Пророка в селе Малиновка Даугавпилсского края Страстная икона Богородицы имеет латинское надписание «S(anta) MARIA DE PERPETUO SUCCURSU» то есть – Св. Мария Постоянная Помощь. Композиционные и стилистические особенности греческого оригинала достаточно точно воспроизведены в латгальских иконах.

Не забыли латгальские католики и про Оранту. Древняя икона Оранты православного письма почитается как чудотворная в костеле Непорочного Зачатия Девы Марии в селе Саркани Ленджской волости Резекненского края.

Проанализировав иконописные собрания 38 костелов Восточной Латвии (35 в Латгалии и 3 в Селонской части Даугавпилсского края), мы обнаружили 50 икон поствизантийской стилистики, которые по типам делятся на 4 группы. Самая многочисленная группа (35 икон) относится к типу Одигитрия (Путеводительница от греч. Οδηγήτρια  Указующая Путь). 4 иконы относятся к типу Ελεούσα (Елеуса) – Умиление, одна икона – к типу Оранта (от лат. orans  молящийся). 10 икон (Острожского извода) можно отнести к типу Mater dolorosa (Мать скорбящая или Плач Богородицы).

 

Доклад «Иконы древлеправославной традиции в нестароверческих собраниях Латгалии» был прочитан на международной конференции "Православная икона как воплощение смысла веры от А. Рублева до настоящего времени в Литве" (16-17 ноября 2012 г. Вильнюс, Литва).